vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Минюст потребовал признать «экстремистской организацией» несуществующее «Антироссийское сепаратистское движение». Кого это может коснуться

Зал Верховного суда России во время слушаний по рассмотрению ходатайства Минюста о признании ЛГБТ-движения экстремистским в Москве, 30 ноября 2023 года.
Фото: Максим Шеметов / Reuters / Forum

Минюст РФ направил в Верховный суд административный иск, потребовав признать «экстремистской организацией» некое «Антироссийское сепаратистское движение» и его структурные подразделения. Заседание суда по иску ведомства назначено на 7 июня. Что такое «Антироссийское сепаратистское движение» — неизвестно, такой организации не существует. Минюст считает, что это «международное общественное движение по разрушению многонационального единства и территориальной целостности России». «Вот Так» поговорил с адвокатом и сторонником «Свободной Ингрии», чтобы разобраться, кого может коснуться новый статус.

Кто попадает под риски

Юрист «Первого отдела» Максим Оленичев предполагает, что инициатива Минюста может касаться не только сторонников национально-освободительных движений, защитников своей культуры и истории, но и тех, кто считает Крым и «новые российские территории» аннексированными.

История
«Заставили со слезами на глазах орать “Слава России!”». Как ФСБ преследует активистов Карелии, выступающих за независимость республики
12.12.2023 06:00

По его словам, раньше в России просто ограничивали свободу собраний и назначали штрафы критикам власти. С 2023 года начался новый этап преследований, когда оппозиционно настроенных граждан стали объединять в группы и криминализировать их деятельность — например, объявлять экстремистами. Таким образом, Кремль поставил знак «равно» между любой общественной деятельностью и правонарушениями, говорит Оленичев:

«Это необходимо российскому государству, чтобы в обществе создать ореол того, что те, кто выступает с критикой власти, являются, по сути, преступниками».

Справка
«Свободная Ингрия» — неформальное общественное движение, которое выступает за широкую автономию либо полную независимость от Российской Федерации Петербурга и Ленинградской области.

Историк и сторонник «Свободной Ингрии» Максим Кузахметов считает, что для российских властей угрозу представляет «вообще любой протест», от волнений в Башкортостане до недовольства турбопатриотов.

«Сейчас в России, конечно, уже не поездишь с флагом [одной из республик], как это было в прежние времена. Как будто национально-освободительное движение сейчас имеет негативный оттенок. Когда я был советским школьником, такое уважали», — объясняет современное отношение к антиколониальным движениям Кузахметов.

Сторонники «Свободной Ингрии» в Санкт-Петербурге.
Фото: Свободная Ингрия / Вконтакте

Что могут запретить

Символика, которую могут запретить, должна быть указана в уставе организации. Но в реальности, поскольку «Антироссийского сепаратистского движения» не существует, то ее должны вписать в решение Верховного суда, обращает внимание Максим Оленичев.

По его словам, Верховный суд будет рассматривать иск Минюста на закрытом судебном заседании. Решение, вероятно, не будет опубликовано, как уже было в случае с «международным общественным движением ЛГБТ». Если в течение месяца будет подана апелляционная жалоба, то после ее рассмотрения решение вступит в силу. После этого Минюст включит «Антироссийское сепаратистское движение» в перечень «экстремистских» организаций.

Со следующего дня действия, которые будут совершаться в рамках этого движения, могут преследоваться по Уголовному кодексу по статьям об участии в деятельности, организации и финансировании «экстремистской» организации. То есть привлекать к ответственности начнут только через месяц или даже полгода после решения Верховного суда.

«Таким образом, только после появления первых административных и уголовных дел мы сможем узнать, какая символика запрещена», — говорит Оленичев.

Зачем это российским властям

По словам Максима Оленичева, российское законодательство об экстремизме очень неконкретное, поэтому с давлением может столкнуться кто угодно.

«А кто выступает с антиколониальной повесткой? В том числе те, кто не признают захваченные территории Украины. Преследовать их за экстремизм намного проще, чем применять статью Конституции о призывах к нарушению территориальной целостности России», — объясняет Оленичев, почему Минюст подал такой иск именно сейчас.

В делах, связанных с призывами к нарушению территориальной целостности, нужно установить факт, что было такое высказывание. В случае с «экстремистскими» статьями достаточно одного зафиксированного действия, говорит адвокат.

Баннер освободительного движения «Свободная Удмуртия»

Помимо облегчения процесса преследования, таким образом власти пытаются контролировать уровень недовольства по определенным проблемам, считает Оленичев

«Мне кажется, соцопросы и протесты в регионах как раз и привели Кремль к мысли, что “сепаратистские движения” нужно запретить. Нужно запугать людей, чтобы они не совершали таких действий», — говорит он.

Сторонник «Свободной Ингрии» Максим Кузахметов уверен, что распад России «в любом случае произойдет». Несмотря на попытку притеснить антиколониальные движения внутри страны, за границей регулярно проходят подобные встречи — например, форумы свободных народов России или встречи сторонников «Свободной Ингрии».

«С этим Кремль ничего не может поделать. Поэтому надо что-то придумать, чтобы это запретить, а потом публично отчитаться, например, по телевизору, что у нас таких настроений нет», — объясняет инициативу Минюста Кузахметов.

История
Независимая республика мальбека: из Аргентины хочет выйти главный винный регион
11.04.2021 16:45

Минюст и ранее требовал признать «экстремистскими» организации, которые не имеют структуры. В августе 2020 года Верховный суд признал «экстремистской» организацией «движение АУЕ». По версии Генпрокуратуры, участники этого движения совершали «экстремистские правонарушения, а также массовые беспорядки».

В ноябре 2023 года Верховный суд по иску Минюста признал «экстремистской» организацией «международное общественное движение ЛГБТ». При этом ведомство не указало, кто состоит в этом движении и как оно устроено.

В марте суд Оренбурга арестовал владельца и сотрудников бара Pose по делу об «организации экстремистского сообщества». Это стало первым подобным делом после того, как Верховный суд признал экстремистским «международное общественное движение ЛГБТ».

Екатерина Ланд

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное